Психолого-педагогическая диагностика направлена на изучение психологических особенностей ученика. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Мне в этом деле очень помог "Справочник классного руководителя" Натальи Дереклеевой.
Когда мои дети учились в 6 классе, я использовала диагностические методики изучения классного коллектива. Предлагаю вам несколько методик из данной книги.
Диагностическая методика "Пьедестал".
Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек - 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика "Круги на воде".
Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников "по степени" значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
Диагностическая проективная методика.
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это...
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...
3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
5.Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
6.Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...
8. Ребята, интересы которых мне чужды, это...
9. Ребята, которые мне неприятны, это...
10. Ребята, которых я избегаю, это...
Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика, особенностям характера, душевного состояния и тд.
Диагностики изучения личности учащегося.
Диагностика "Недописанный тезис".
Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести различные доказательства.
1. Я считаю, что я...
2. Главное в моей жизни - это...
3. Мне хорошо, когда...
4. Мне плохо, когда...
5. Мне нравится, когда взрослые...
6. Мне не нравится, когда взрослые...
7. В свободное время я...
8. Самая большая радость в моей жизни...
9. Самая большая ошибка...
10. Иногда мне хочется...
Диагностика "Сочинение"
Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:
"Ода моему классу"
"Мой класс через 5 лет"
"Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс"
"Мои друзья в моем классе"
"Мои "хочу", "могу" и "надо".
Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года. Итоги можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память "архивные материалы" за несколько лет.
Очень советую.
С уважением, Каде И.Х.
Когда мои дети учились в 6 классе, я использовала диагностические методики изучения классного коллектива. Предлагаю вам несколько методик из данной книги.
Диагностическая методика "Пьедестал".
Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек - 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика "Круги на воде".
Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников "по степени" значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
Диагностическая проективная методика.
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это...
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...
3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
5.Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
6.Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...
8. Ребята, интересы которых мне чужды, это...
9. Ребята, которые мне неприятны, это...
10. Ребята, которых я избегаю, это...
Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика, особенностям характера, душевного состояния и тд.
Диагностики изучения личности учащегося.
Диагностика "Недописанный тезис".
Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести различные доказательства.
1. Я считаю, что я...
2. Главное в моей жизни - это...
3. Мне хорошо, когда...
4. Мне плохо, когда...
5. Мне нравится, когда взрослые...
6. Мне не нравится, когда взрослые...
7. В свободное время я...
8. Самая большая радость в моей жизни...
9. Самая большая ошибка...
10. Иногда мне хочется...
Диагностика "Сочинение"
Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:
"Ода моему классу"
"Мой класс через 5 лет"
"Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс"
"Мои друзья в моем классе"
"Мои "хочу", "могу" и "надо".
Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года. Итоги можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память "архивные материалы" за несколько лет.
Очень советую.
С уважением, Каде И.Х.
Диагностические методики мне понравились. Буду использовать их в своей работе.
ОтветитьУдалить