Ребенок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может.

четверг, 8 декабря 2011 г.

Беседа для старшеклассников "Совершенство"

1.  Дайте определение понятию «совершенство». От чего зависит проявление в человеке тех или иных качеств?
Совершенство – полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь качества.

            Жизнь- это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным – значит убить себя.
                                                                        К. Хеббель

     «Только вам одному известно, - размышлял французский философ и писатель VI века  Мишель Монтень, - подлы ли вы и жестокосердечны,  или честны и благочестивы; другие вас вовсе не видят. Они составляют о вас представление на основании внутренних догадок. Они видят не столько вашу природу, сколько ваше умение вести себя среди людей. Поэтому не считайтесь с их притворством – считайтесь лишь со своим».
     Честная объективная самооценка помогает узнать человеку свои возможности. Для этого надо анализировать свои поступки, действия, умения, навыки, давать им точную оценку – учиться искусству самооценки. Нужно постоянно воспитывать в себе наблюдательность, самокритичность, быть требовательным к себе.
     Вот как А.С. Пушкин в лицейские годы оценивал себя в одном из стихотворений:
            Порой ленив, порой упрям,
            Порой лукав, порою прям,
            Порой смирен, порой мятежен,
            Порой печален, порой молчалив,
            Порой сердечно говорлив.

2. Должен ли человек стремиться к совершенству? Ради чего нужно работать над собой?
       Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым.
                                                                        А. Навои

    Работать над собой, совершенствовать себя нужно для себя и для других. Чтобы приносить большую пользу людям, человеку необходимо самому стать лучше. Чем больше людей он сделает счастливыми, тем счастливее будет сам.

3. На арке Дельфийского храма в Греции в V веке до н.э. был начертан девиз: «Познай самого себя ».  Как вы его понимаете?
      Древнегреческие мыслители так толковали его: «Познай предназначение, открой свои возможности, предвидеть свое поведение». Познание себя – первая ступень самосовершенствования.
     Спрашивали ли вы когда-нибудь самого себя, что вы за человек, каким хотите стать? Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда важно выбрать, определить для себя те нравственные законы, по которым вы будете стремиться жить. Это трудно сделать, но попытаться надо. И разобраться в этих сложных вопросах многим людям помогали и помогают дневники, в которых человек раскрывается сам перед собой без прикрас.
    Дневниковые записи юного Толстого – замечательный пример формирования личности писателя, стремящегося к совершенству.
     «24 марта 1847г. Я много переменился; но все еще не достиг той степени совершенства, которого бы мне хотелось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю; что исполняю, то исполняю нехорошо, не изощряю памяти. Для этого пишу здесь правила, которые, как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать… (Далее Толстой намечает, что он должен делать каждый день).
    8 апреля 1847г. Хотя я уже много приобрел с тех пор, как начал заниматься собой, однако еще я весьма недоволен собою. Чем далее продвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков, и правду сказал Сократ, что высшая степень совершенства человека есть знать то, что он ничего не знает.
    14 июня 1850г. Опять принялся за дневник и опять с новым рвением… Может быть, опять брошу; зато приятное занятие и приятно будет перечесть, так же, как приятно перечесть старые… по дневнику весьма удобно судить о самом себе. Потом, так как я  нахожу необходимым определять все занятия вперед, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не на один день, а на год, на несколько лет, на всю жизнь даже; слишком трудно, почти невозможно; однако попробую, сначала на день, потом на два дня – сколько дней я буду верен определениям, на столько дней буду задавать себе вперед…
     8 декабря 1850г.  Заметил в себе важную перемену: я стал более уверен в себе, то есть перестал конфузиться; я полагаю, что это оттого, что я имею одну цель в виду (интерес), и, стремясь к ней, я мог себя оценить и приобрел сознание моего достоинства, которое так иного облегчает отношения людей
    7 марта 1851г. Нахожу для дневника, кроме определений будущих действий, полезную цель – отчет каждого дня, с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться.
   21 сентября 1855г. … Моя главная цель в жизни есть добро ближнего, и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре ближнему. Богатство, основанное на трудах, полезных для ближнего и направленное на добро. Слава служебная, основанная на пользе отечества. В дневнике буду разбирать: 1) что я сделал каждый день и 2) сколько раз не исполнил предназначенное».


4. Как называется высшее совершенство, на которое равняется человек?

          Идеал – высшее совершенство.
           
             Жалок тот, кто живет без идеала.
                                                                           И.С. Тургенев

У  Горького есть изумительная мысль: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал. И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше».
   Идеальным человеком в античной Греции был «Калос Кагатос» (красивый, добрый). Предполагалось, что такой человек должен быть мудрым, справедливым и храбрым, также и благородным, правдивым и дружелюбным. Скромность была не обязательна.
     Для римлян главным была не прекрасная наружность, а прекрасные манеры поведения.


5. Что включает в себя это понятие сегодня? На кого равняетесь вы? Есть ли у вас нравственный идеал? Какими  свойствами он обладает? Какие исключает?
Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди вслед, поравняйся, обгони – слава тебе!
                                                                          А. Суворов


Задание 1
   Сделайте запись в форме письма незнакомому сверстнику, где представьтесь и расскажите о себе: кто вы, где и как  живете, чем интересуйтесь, к чему стремитесь, какие люди играют значительную роль в вашей жизни, чем они привлекают вас. Затем прочтите, взглянув на себя со стороны. Запишите, какое впечатление оставил у вас человек «из письма».
 
Задание 2
   Продолжите диалог-рассуждение:
   «В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала. Рационалист может напомнить нам:
 - Идеала достичь невозможно.
 - Да, идеала достичь невозможно, но кому помешало стремление к нему?»


Марзет Асланчериевна.

1 комментарий:

  1. Разработка мероприятий с классом занимает много времени. Спасибо за прекрасный материал для практической работы.

    ОтветитьУдалить