В практической деятельности руководителей школ и учителей самое, пожалуй, часто употребляемое понятие – творчество. Творческие уроки, коллективные творческие дела – все это реалии современной школьной жизни.
Когда перед тобой сидит ученик, который цитирует целую страницу произведения, при ответах на уроке использует материалы дополнительной литературы, имеет энциклопедические знания по некоторым разделам, вот тогда встает серьезно вопрос: «Одаренный ребенок. Каков он?» Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одаренного ребенка, а не некоторые черты его одаренности? Благодаря настойчивости, педагогическому профессионализму учителей можно выстраивать индивидуальные траектории его обучения, принимать индивидуальные экзамены по переводу из класса в класс. Но многие вопросы остаются без ответа, ведь даже сейчас нет такой науки «педагогика одаренности». Нет в штатном расписании школ педагога по работе с одаренными детьми.
Сама жизнь выдвигает перед нами задачу создания такой творческой среды в школе, которая должна создавать не только возможные условия для проявления творческого начала каждого ребенка, но и поддерживать его стремление к творчеству постоянно, а не только от случая к случаю.
Для того, чтобы ребенок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь педагога, который не просто заметит творческую индивидуальность своего воспитанника, но и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.
Но один в поле не воин. Для полновесного развития творческих способностей детей необходимы совместные усилия всего педагогического коллектива. И если девизом коллектива станут слова «Творчество, системность и ответственность», то можно иметь успех в этом деле. В связи с этим хочу привести слова Великого Плутарха. Они были записаны им в дневнике после того, как Александр Македонский выбрал из всего табуна коня Буцефала, которого его отец Филипп забраковал и посчитал негодным. Плутарх записал: «Пример этого коня указывает нам на то, что много природных дарований гибнет по вине наставников, которые коней превращают в осликов, не умея управлять возвышенными и свободными существами». Филипп не ошибся в главном – воспитателем Александра Македонского был Аристотель.
Мы понимаем, что наибольшие возможности для проведения системной работы в данном направлении предоставляет учебная и внеурочная исследовательская деятельность.
Для поддержания и развития творческих способностей учащихся используются такие формы работы:
- интеллектуальные марафоны;
- интеллектуальные игры;
- проектная деятельность;
- тематические вечера;
- образовательные экспедиции.
Школы как книги. Бывают большие и маленькие, захватывающие и скучные, такие, которые запоминаются надолго, и напротив – не оставляют никакого следа в душе. И дело не только в громком имени автора, количестве страниц или красивой обложке. Прежде всего, в школе, как в книге, интересны люди и события, переживаемые каждый день. И чтобы люди и события были интересны, нужна организация внеурочной сферы, при которой удовлетворяются разнообразные потребности детей, их способность и желание саморазвиваться, самосовершенствоваться. Так в школе родились традиции проведения общешкольных праздников, которые делают школу радостной, романтичной, обостряют чувство единения, причастности к коллективу, к большим целям, которыми она живет.
- Ежегодный конкурс «Фабрика звезд»
- Математический КВН
- Игра «Что? Где? Когда?»
- Вечера «Осенний бал», «А ну-ка, мальчики», «Мисс Весна» и др.
Так шаг за шагом мы создаем жизненный уклад школы, который включает атмосферу творчества, атмосферу уважения, человечности, поощрения всякого успеха, саморазвития каждого, индивидуальной поддержки педагога и ребенка, коллективного и индивидуального продвижения вперед.
Каде И.Х.
Мне очень понравились слова из вашего выступления: "Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одаренного ребенка, а не некоторые черты его одаренности?"
ОтветитьУдалитьДа, сложный вопрос!